Вы здесь

Костел Святой Троицы

Костел Святой Троицы    Католический приход был основан в городке Глубокое воеводой мстиславским Иосифом Корсаком в 1642, одновременно с кармелитским монастырем, построенным в стиле «сарматского» барокко и перестроенным (одним из первых) в стиле виленского барокко до 1735.

   Приходской Троицкий костел в Глубоком был заложен напротив костела кармелитов в 1764 и освящен в 1783 г. епископом Петром Тачыловским. Первоначально костел имел однонефовую структуру с волнистым двухбашенным фасадом. Фронтальное изображение аутентичного главного фасада этой позднеебарочной святыни запечетлено на фотографии начала XX в.

   Пластическое решение его нижней части достаточно типичное по сравнению с другими святынями того времени. Отличительным было завершение фасада в виде равновысоких аттикового фронтона и боковых башен, покрытых выпуклыми куполами. Башни имели всего один ярус выше тяги антаблемента, что придавало пропорциям фасада определенную приземистость. Однако по его поверхности струился настоящий дождь вертикальных линий, напоминая театральную завесу, за которой скрывался однонефовый храм небольших размеров.

   Когда в 1878 году соседний костел кармелитов был переосвящен в православную церковь Рождества Богородицы, возникла потребность расширить приходской костел святой Троицы. После его реконструкции в 1902-1908 гг., Осуществленной архитектором Ю. Заро, от предыдущей святыни остался только красивый барочный фасад, над которым возведены верхние ярусы башен телескопического строения (удачно корректирует его оптическое восприятие).

   За узкой пластиной фасада-нартекс полностью заново возведена трехнефная крестовая базилика со «свободным» трансептом и вытянутой апсидой пресбитерия, завершенная фигурным фронтоном над полукруглой алтарной стеной. В верхнем сечении сооружение имеет форму латинского креста и воплощает идею «образцовой» католической святыни времен Речи Посполитой, чрезвычайно профессионально имитируя стилистику виленского барокко.

   Из старого костела в новый перенесены три позднебарочных деревянных алтаря. Архитектурная композиция главного из них решена в нижнем ярусе динамично сгруппированными колоннами коринфского ордера с интенсивно разукрашенным антаблементом, украшена величественными подвижными скульптурами апостолов Петра и Павла и завершена «Глорией». В то же время художественное решение органов имеет черты неоготики.

Теги: