Вы здесь

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Собор Рождества Пресвятой Богородицы    Костел при монастыре кармелитов в поселке Глубокое известен тем, что после перестройки в 1735 году он стал одним из первых образцов нового архитектурно-стилевого течения - виленского барокко. Но в своем аутентичном варианте он является одним из наиболее интересных образцов «сарматского» барокко.

   Фундации монастыря кармелитов и костела Сердца Иисуса в Глубоком осуществлена в 1636, 1639, 1640 и 1642. тогдашним владельцем части городка воеводой мстиславским и старостой Дисненском Иосифом Корсаком, который в завещании (1643) передал ордену свою собственность. Известно, что костел начали строить еще при жизни инвестора (похоронен в его крипте, в одной из ниш надпись на латинском языке: «Здесь спят в мире кости знатного инвестора, душа его - на небе»), а завершили, как считают, к 1654 г.

   Во время московского нашествия в середине XVII в. Глубокое долгое время было занято русскими войсками. В 1661 году под ним произошла грандиозная битва между литовско-польским войском во главе с С. Чарнецким и московским - во главе с И. Хаванским, и местечко было сожжено. Оно сильно пострадало также от пожара в 1700 оду. Все эти события отразились на времени постройки храма и его архитектурной стилистике.

   Глубокский костел кармелитов представляет собой трехнефную базилику с трансептом, прямоугольным пресбитерием и симметричными сакристиями, где все объемно-пространственные части точно скомпонованы в строго прямоугольную плановую схему, как и в храмостроительстве доминиканцев. К плоской алтарной стене примыкает один из корпусов монастыря, который, безусловно, строился одновременно с костелом, потому что над ним возведены призматические четвериковые башни с пологими шатрами, которые фланкируют алтарную часть храма, завершенную треугольным фронтоном. Стилистика алтарной части полностью соответствует «сарматскому» барокко. Такие же башни изначально фланкировали и главный фасад костела, создавая общую четырехбашенную композицию сооружения, которую обычно связывают с оборонительными храмами белорусской церковной готики. Мы же видим здесь сознательную имитацию средневекового рыцарского замка.

   Около 1735 главный фасад костела перестроен в стиле позднего барокко (архитектор И. К. Главбиц?). Нижний ярус акцентирован богато декорированным входным порталом с деревянными резными дверями и боковыми нишами, завершенными конхами. Этот ярус отделен от второго антаблементом, над ним широкий украшенный фронтон. В разрыве фронтона находится окно, декорированное пластическим порталом, который значительно выступает из плоскости фасада. Второй ярус рельефно разукрашен пилястрами, боковые части скруглены. Третий ярус - аттиковый фронтон со сложным завершением. Над массивными нижними четвериками старых башен возвели несколько ярусов, которые сокращаются вверх по высоте и по размерам плана. Такая «телескопическая» структура визуально придает башням особую отвесность и возвышенность. Формы башен и фронтоны между ними приобрели пластичность и ажурность, благодаря фигурным очертанием проемов, многочисленным раскреповкам, слоистым пилястрам, разорванным и волнистым карнизам. В 1735 перед храмом поставлены барочные 3-арочные 2-ярусные каменные ворота. Костел заново освещен суфраганом вильнюсским Матфеем Анцутой.

   Интерьер храма сохранил объемно-пространственную композицию с 17 в. Над притвором - хоры. Своды цилиндрические из распалубки. В 1735 интерьер получил новое, единое с главным фасадом ордерное оформление. Стены и столбы нефов разукрашены пилястрами и широкими карнизными поясами, которые обильно декорированы растительным орнаментом с мотивами стилизованных листов аканта, горельефными изображениями головок ангелов. Своды декорированы лепным геометрическим орнаментом (плафоны и обрамления ребер распалубок). На сводах и частично на стенах были фресковые росписи (покрыты слоем штукатурки при переоборудовании костела в церковь). Над антаблементом по всему периметру здания проходит галерея, обнесена металлической решеткой с орнаментом.

   Двухэтажный монастырь кармелитов, «в квадрат мурованный», кроме монашеских келий имел канвикт, «светскую» школу, библиотеку на 2500 томов, госпиталь, аптеку с составом лекарств, лабораторию и комплекс хозяйственных помещений.

   Монастырь закрыт в 1865 г., а в 1892 разобраны два его крыла. Переосвящен епископом Ковенским преосвященным Владимиром 3.9.1878 г. в православную Свято-Рождество-Богородицкую церковь, монастырский корпус передан городской полицейской управе. Освящения церкви предшествовала перестройка бывшего костела сразу после ассигнованных правительством в 1863 году 27 тысяч рублей серебром. Над крышей на перекрестке центрального нефа с трансептом возвели ложный купол с луковицеподобным верхом (сгорел в 1944 году вместе с верхними ярусами башен).

   Кстати, глубокский костел - единственный из памятников «сарматского» барокко, который имеет трансепт. Интересно, что он расположен точно посередине внешней композиции сооружения, что при наличии четырех одинаковых башен по углам придавало зеркальную симметрию не только торцовым, но и боковым фасадом. В 1921 г. храм возвращен католикам. В 1932 г. реконструирован. Сейчас в нем православная Костел Рождества Богородицы.

   Искусствоведческий анализ показывает, что в архитектуре костела, безусловно, заложено эстетическая концепция барокко, но переработана в контексте сарматизма. Кроме декоративно-знаковой системы, присущей идеологии тогдашнего общества, сословной атрибутики, выраженной в данатарских портретах, гербах, надписях, определенному кругу памятников католического храмостроения характерен эмблематизм композиционных схем, традиционализм архитектурно-художественных приемов. Храм эпохи «сарматского» барокко олицетворяет христианское рыцарство его спонсора, материальным воплощением его заслуг перед Богом и Отечеством.